Монастыри, основанные Преподобным и его учениками

     Всем русским людям известна Троице-Сергиева Лавра и её великий основатель — Преподобный Сергий Радонежский. Народное благо­честие нарекло его Игуменом всея Руси, и для этого имеются все основания.

     Самим Преподобным Сергием и его учениками было основано около 40 монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели ещё почти 50 монастырей. Духовное потомство великого радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонёк духовной жизни и разливая свет христианского просвещения.

     Автор Патерика Свято-Троицкой Сергиевой Лавры граф Михаил Толстой так передаёт пророчество о последователях Преподобного Сергия: «Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет неба. „Сергий! — говорил голос. — Господь услы­шал молитву твою о чадах твоих“. Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим»».


Художники: С. Ефошкин, А. Простев.

     Ниже мы видим, какими путями разошлись ученики Преподобного в своем деле служения Богу и людям. На карте приведена лишь малая часть имен основателей монастырей, многие из которых также прославлены Церковью в лике преподобных.

    История нашего народа, нашего государства удивительна. И со времен прп. Сергия Радожского она обретает свой совершенно уникальный путь. Внимательно всматриваясь в историю возникновения монастырей на Руси, мы не можем не отметить одного чрезвычайно важного обстоятельства жизни государства: «не всем предназначенная монашеская жизнь все больше становилась средоточием духовной жизни народа, а монахи — его духовными руководителями и воспитателями, важнейшим фактором истории России»  (прот. Валентин Асмус).


Свет монахам — ангелы, а свет мирянам — монахи.
Прп. Иоанн Лествичник

     И потому при «имени преп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоритические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание…» (В. О. Ключевский).

***
Спасо-Андроников монастырь, Москва.

     В 1357 году Святитель Алексий попросил у прп. Сергия его ученика Андроника для устроения обители Всемилостивого Спаса. Место было избрано в семи верстах от Кремля, на речке Яузе, и сам Преподобный Сергий приходил благословить это место. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

***
Свято-Благовещенский Киржачский монастырь,
Владимирская обл., г. Киржач

     В 1358 году Преподобный Сергий построил на Киржаче церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и братские кельи. Прожив в новой обители четыре года, Преподобный Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем Киржачского монастыря своего ученика Преподобного Романа.

***
Серпуховской Высоцкий монастырь

     Около 1373 года князь Владимир Андреевич, основатель Серпухова, пожелал устроить в этом городе иноческую обитель — Серпуховской монас­тырь — как лучшее училище благочестия. Он пригласил к себе Преподобного Сергия и просил его совета. Святой старец благословил доброе намерение князя и вместе с ним осмотрел место будущей обители. Князь просил старца оставить строителем новой обители пришедшего с ним ученика, Преподобного Афанасия. 

     Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое».

***
Симонов (Успенский) монастырь

     В 1377 году игумен Сергий и митрополит Алексий основали другой монастырь под Москвой — Симонов (Успенский). Его первым игуменом стал ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор. Здесь были похоронены герои Куликовской битвы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.


1846 г.

Наши дни.

***

     В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Божией Матери на реке Дубенке. Первым его игуменом и строителем стал Преподобный Леонтий, ученик Сергия Радонежского.

     Спустя три года, в 1381 году, после славной победы на Куликовом поле великий князь Димитрий Иванович основал Дубенский Успенский монастырь, где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия.

     Около 1385 года, исполняя просьбу великого князя Димитрия Ивановича, Преподобный Сергий построил Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня и поставил в нём игуменом своего ученика Преподобного Григория.


Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

***

Назовём и ряд монастырей, устроенных учениками Преподобного Сергия.

Преподобный Авраамий Галичский

     Один из первых учеников преподобного Сергия. Основал четыре обители на Чухломе и в Галицком районе Костромы: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы , монастырь Положения пояса Богородицы, монастырь во имя Собора Богородицы и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

***
Преподобный Павел Обнорский

     Келейник прп. Сергия. Основал на излучине рек Обноры и Нурмы под Вологдой Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь.

***

Преподобный Мефодий Пешношский

Основал на реке Яхроме (Дмитровский район Московской области) Николо-Пешношский монастырь.

***
Преподобный Кирилл Белозерский

     Выходец из Симоновой обители. Основал в Вологодской области на берегу Сиверского озера Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь.

***
Преподобный Ферапонт Белозерский

     Основал Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря  и Лужецкий монастырь под Можайском.

Ферапонтов монастырь

Лужецкий монастырь

***
Преподобный Савва Сторожевский

       После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы.

***
Преподобные Феодосий и Афанасий


Череповецкий Воскресенский монастырь

***
Преподобный Димитрий Прилуцкий


Прилуцкий монастырь, Вологда.

***

Преподобный Дионисий, архиепископ Суздальский.

Печерский Вознесенский монастырь, Нижний Новгород.

***

     Преподобный Евфимий, ученик Дионисия, во время своего пребывания в Суздале неоднократно приходивший к Преподобному Сергию для духовного собеседования с ним. Он основал две обители: Васильевскую, в пяти верстах от Гороховца, и известный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.

Спасо-Евфимиев монастырь

     Мы перечислили далеко не всех учеников и последователей прп. Сергия Радонежского. Далеко не все монастыри показаны в нашем альбоме. Однако каждый из нас, просмотрев эти материалы, едва ли усомнится в следующем: великий подвижник земли Русской Преподобный Сергий Радонежский со своей обителью и своими учениками был, по словам летописца, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси». 

  «В жизни русских монастырей со времени Сергия начался замечательный перелом: заметно оживилось стремление к иночеству. В бедственный первый век ига это стремление было очень слабо: в сто лет 1240 — 1340 годов возникло всего каких-нибудь десятка три новых монастырей. Зато в следующее столетие 1340 — 1440 годов, когда Русь начала отдыхать от внешних бедствий и приходить в себя, из куликовского поколения и его ближайших потомков вышли основатели до 150 новых монастырей. Таким образом, древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы» (В. О. Ключевский). 

Материал подготовлен на основе следующих источников:

1. Доклад Игумен Павел (Григорьев),
наместник Михаило-Архангельского монастыря с. Козиха Новосибирской обл.

2. Курская областная научная библиотека им. Н. Н. Асеева

3. Ученики преподобного Сергия, основавшие новые монастыри//Журнал Фома, № 7 (135) июль 2014 г.

Перейти к верхней панели